Не  в  силе  Бог,  а  в  правде!

МОСКОВСКАЯ  ПОКРОВСКАЯ  ОБЩИНА  СЕСТЕР  МИЛОСЕРДИЯ



Статьи
     Меню  сайта

           Статьи
Статьи, сообщения [11]

     Форма  входа

           Поиск

          Система Orphus

  Наш  Опрос  №  1
Что бы Вы хотели видеть на месте Покровской обители?
Всего ответов: 202



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Приветствую Вас, Гость · RSS 20.07.2017, 15:37

Главная » Статьи » Старый обряд, единоверие, приобщение к Православию » Статьи, сообщения

Иерей Петр Чубаров: «А негоже нам, братья, ратиться»

   «…А уж времянам добрый мир чинить» - пожалуй, эти строки из старинной песни как нельзя более раскрывают смысл миссионерской богословской конференции по проблеме церковного раскола XVII века под названием «Раскол: догмат и обряд», прошедшей 30 октября 2008 года по благословению Владимира, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. Конференция, на которой выступили богословы Санкт-Петербургской Духовной семинарии, священнослужители старообрядческих общин, историки, прошла в Духовно-просветительском центре «Свято-Духовский» Александро-Невской Лавры. Конференцию организовал Миссионерский отдел Санкт-Петербургской епархии и провели протоиереи Александр Будников, председатель миссионерского отдела, и Георгий Иоффе, заместитель председателя миссионерского отдела. В президиуме конференции находился также секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата иерей Иоанн Миролюбов.



   Данное мероприятие в Александро-Невской Лавре прошло вслед за православной Литургией, совершенной по старому обряду, 28 октября в храме Новомучеников и Исповедников Российских. Литургию возглавил о. Петр Чубаров, настоятель Никольского единоверческого (старообрядческого) храма на ул. Марата 24 (РПЦ МП), в Литургии также приняли участие старообрядные священники РПЦ МП из Москвы и Подмосковья. Ниже приведен текст доклада "Старый и новый обряд в православии" (в сокращенном виде) на этой конференции иерея Петра Чубарова.



   Я буду говорить о взаимодействии между единоверческими приходами и Русской Православной Церковью. Единоверие - это одна из форм старообрядчества. Мы, признавая равночестными и старые, и новые обряды, вышли из состояния раскола и ратуем за сохранение древних православных церковных традиций и уставов.
   В своём развитии единоверие прошло три этапа. Первый занял конец XVII и весь XVIII век, его можно назвать «этап старообрядцев-соединенцев». То есть часть старообрядцев во главе со старцем Никодимом обратили свои взоры на господствующую Церковь (речь идёт о Стародубском согласии). В 1783 году было составлено прошение в Синод, содержащее 12 пунктов, из которых главные - разрешение клятв на старые обряды, дозволение совершать богослужения по старопечатным книгам и назначение своего епископа, который ведал бы всеми старообрядческими общинами. Указ Царственной вдовы Екатерины II 1785 года, а затем и указ Императора Павла I 1798 года позволили старообрядцам создавать в лоне РПЦ свои приходы. В конце первого этапа в Русской Церкви было уже около двух десятков старообрядческих приходов соединенцев - в Петербурге, Иркутской области, Казани… Второй этап - возникновение старообрядцев-единоверцев, что стало возможным благодаря утверждению 27 октября 1800 года императором Павлом 16 условий присоединения. Условия эти, с примечаниями Московского митрополита Платона, образовали правила единоверия. С этого времени — с самого начала XIX века - все подобные приходы стали называться единоверческими. Третий этап - православное старообрядчество. Для чего нужно было это новое название? Дело в том, что название единоверие было спорным: что за единоверие? С кем единоверие?.. Маловразумительно и расплывчато… А новое название было чётким и отражало самую суть явления. Сейчас, кстати, используется понятие «старообрядные приходы Русской Православной Церкви». Но, честно говоря, понятие «старообрядные приходы», введённое в 2000 году, мне не нравится. Что такое старообрядный? Как будто нечто не доведённое до конца, половинчатое, не отражающее истинное состояние… Мне лично гораздо ближе название православные старообрядцы. Кстати, наш единоверческий епископ Симон Шлеёв был сторонником именно этого названия.
   Теперь о становлении единоверия в XIX веке в контексте взаимоотношений между единоверцами и РПЦ. Эти взаимоотношения не были безоблачными. Мрачной тенью тянулись из XVIII века проблемы, по которым у нас и РПЦ были противоположные позиции. Основной вопрос непонимания был в отношении к старому обряду. Также камнем преткновения был вопрос об единоверческих монастырях. Дело в том, что с момента возникновения Единоверия от части братии из скитов старообрядческих и непосредственно единоверцев были неоднократные просьбы о создании единоверческих монастырей. Им было отказано. Почему? Думаю, было опасение, что появление таких монастырей усилит единоверие и что среди братии единоверцев появятся претенденты на сан единоверческого епископа. Кстати, об единоверческом епископате. Лично старец Никодим ездил в Петербург с предложением учредить епископат для старообрядцев-соединенцев. В 1782 году у него была встреча с Екатериной II, и Императрица обещала, что епископат будет создан. Но сделано ничего не было, и вопрос перешёл в век XIX.
   Единоверие исповедует ряд идей, которые до сего дня являются фундаментальными для всех единоверческих приходов. Первая идея - о равночестности обрядов новых и дониконовских времён. Идея эта не нова, она возникла ещё в недрах согласия соединенцев. Вторая идея - о благодатности Русской Православной Церкви и её иерархов, независимо от событий XVII века. Третья идея - единоверцы являются связующим звеном между дониконовской Русью (речь о богослужебных традициях) и новообрядческой Церковью; именно единоверцы могут вернуть новообрядческую Церковь к древним утраченным традициям. В этом большое просветительское значение единоверия для Церкви в целом. То есть старообрядчество, прияв единую Русскую Православную Церковь, исцеляется от последствий раскола. А Русская Православная Церковь обогащается присутствием в ней единоверческих приходов. Такова позиция единоверцев.
   Теперь посмотрим, каковы позиции у ряда архиереев Православной Церкви в XVIII - XIX веках. Надо сказать, что многие архиереи не принимают нашу позицию и вообще состояние единоверия. Но даже те, кто принимает единоверие… весьма своеобразно трактуют перспективы и своеобразно относятся к существованию старых обрядов. Оглянемся назад. Например, митрополит Новгородский Гавриил ещё в XVIII веке писал по поводу создания приходов старообрядцев-согласников в своей епархии: «Постараюсь привести их к более здравому понятию, так, чтобы они вполне образумились бы и во всём были согласны с Православной Церковью». Подобные мнения были тщательно разработаны в трудах митрополита Московского Платона. Он писал, что надо будет переходить от частичного соглашению к полному единообразию. В дальнейшем этого мнения придерживался и митрополит Московский Филарет.
   В чём причины такой позиции? Они всем известны, ибо описаны в трудах многих иерархов Церкви. Первое - это, конечно, своеобразное отношение к древнему церковному обряду: с одной стороны, древние обряды не противоречат основам веры, с другой - они рассматриваются как уставы с погрешностями и как традиции ущербные. Митрополит Платон так и писал: «Погрешности от нерадения и невежества, зашедшие в прежние церковные книги». Такое вот отношение к древнерусскому уставу в традициях единообрядцев и староверов. Вторая причина - опасение, что признание старого обряда поставит под сомнение реформы, которые проводил Патриарх Никон и его окружение. Третий момент - дозволение единоверцам служить по старым книгам, согласно старым обрядам приходило в противоречие с решением Собора 1667 года, ибо таковым переходом ставилось под сомнение решение Собора о наложении клятв на старые обряды. Четвёртая причина
- многих пугало создание единоверческих приходов в лоне РПЦ, мол, новообрядцы могут увлечься старым обрядом и выйти из новообрядческих приходов. Вот основные четыре мотива, обусловившие столь своеобразное отношение к единоверию. Поэтому делалось всё для того, чтобы единоверческие приходы тихо - незаметно стали новообрядческими, а единоверие постепенно растворилось в Русской Православной Церкви. Но уж здесь-то мы непоколебимы. Мы твёрдо стоим на позиции, что единоверческие приходы согласников - это мостик между старообрядцами и новообрядцами. Именно в этом смысл Единоверия - примиренческий.
    Примирение Церквей возможно, если представители всех ветвей смогут по душе выбирать себе приход, то есть старообрядец или единоверец может перейти в новообрядческий и наоборот. Но!.. По этому поводу есть известные дополнения митрополита Платона к 16 пунктам правил Единоверия. Там фактически сказано, что переход возможен только для коренных старообрядцев, переход же новообрядцев в единоверие или к старообрядцам запрещён. Следующая проблема - о разрешении венчаться старообрядцам и новообрядцам. Опять же, согласно митрополиту Платону, — единоверцам разрешалось венчаться без ограничения с новообрядцами по их обычаям, а вот новообрядцам венчаться старым обрядом - нет. Далее сказано, что не возбраняется православному исповедоваться и причащаться у старообрядческого священника и наоборот. Но митрополит Платон добавляет, что православным это разрешено только в случае смертной нужды. И так далее.
   Какие решения для сближения строобрядцев, единоверцев и новообрядцев дали XIX и XX века? Наиболее просвещённые иерархи Православной Церкви, предпринимавшие возможные действия для устранения препятствий к уврачеванию раскола, понимали, что средостение, возникшее в связи с клятвенными определениями Соборов 1656 и 1667 годов, должно быть устранено. Что и было, слава Богу, сделано на Поместном Соборе РПЦ 1917 - 1918 годов.
   То же подтверждают и строки из документа «Деяние Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их»: «В целях уврачевания церковных разделений из-за старых обрядов и наибольшего успокоения совести употребляющих их в ограде РПЦ Патриарший Священный Синод под председательством Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Высокопреосвященного митрополита Нижегородского Сергия 23 апреля 1929 года подтвердил православие богослужебных книг, напечатанных при первых пяти Российских Патриархах. Старые русские обряды засвидетельствованы как спасительные. Порицательные выражения о старых обрядах отвергнуты. Клятвенные запреты Соборов 1656 и 1667 годов отменены, яко не бывшие. Троице-Сергиева Лавра, 2 июня 1971 г. от Рождества Христова».


 Записала Ирина РУБЦОВА

(с сокращениями)



Источник: http://www.pravpiter.ru/pspb/n212/ta008.htm
Категория: Статьи, сообщения | Добавил: admin (20.09.2009) | Автор: admin
Просмотров: 2114 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]