Не  в  силе  Бог,  а  в  правде!

МОСКОВСКАЯ  ПОКРОВСКАЯ  ОБЩИНА  СЕСТЕР  МИЛОСЕРДИЯ



Статьи
     Меню  сайта

           Статьи
Статьи, сообщения [11]

     Форма  входа

           Поиск

          Система Orphus

  Наш  Опрос  №  1
Что бы Вы хотели видеть на месте Покровской обители?
Всего ответов: 202



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Приветствую Вас, Гость · RSS 21.11.2017, 00:02

Главная » Статьи » Старый обряд, единоверие, приобщение к Православию » Статьи, сообщения

Димитрий Саввин. Митрополит Антоний (Храповицкий) и единоверие (часть 2)

3. ЗАКРЫТИЕ  ВСЕРОССИЙСКОГО

ЕДИНОВЕРЧЕСКОГО  СЪЕЗДА

В воскресенье, 29 января, последовало закрытие Съезда. В 3 часа дня в зале обер-прокурорского дома, где происходили заседания Съезда, был совершен молебен с каноном Божией Матери перед Корсунской Ее иконой. Молебен совершал архиепископ Антоний в сослужении с настоятелем главной Санкт-Петербургской единоверческой церкви о. Симеоном Шлеевым и прочим духовенством из числа членов Съезда.

После молебна гости остались на торжественное заседа­ние, во время которого архиепископ Антоний произнес речь приблизительно следующего содержания:

«С Божией помощью мы разрешили почти все вопросы программы Съезда. Я хочу отметить ту любовь, которую вы проявили к вопросам жизни духовной. Сюда съехались со всех концов необъятной России: священники, миряне, мещане, купцы и торговцы; люди, отодвинув на второй план свои спешные дела и банковские операции, прибыли сюда, чтобы совместно всем обсудить и решить волнующие вопросы своей церковной жизни. Наши архипастыри, как это мы и сами видели, отнеслись с большим вниманием к этому Съезду. Я скажу, что ни одно торжественное заседание в Петербурге, академий ли или каких-либо обществ, не видели стольких иерархов, как вы на своем Съезде. На открытии Съезда всего присутствовало 17 иерархов, а на заседаниях всегда было не меньше пяти, часто бывало и по десяти. А с какой любовью и пониманием они относились к вам. Они присутствовали на длинных заседаниях и сидели всегда до конца, выслушивая терпеливо все ваши слова и речи по горячо волнующим вас вопросам. Приверженность ваша к древнему благочестию побуждала часто вас на горячие споры и возражения, и это вызывалось именно вашей предан­ностью благочестию. Да будет всем на радость сей Съезд.

Многие единоверцы стремятся совершенно отделиться в своем быту от православных, стремятся во всем подражать еретическому Западу, а посему и расширяется общее развращение, и если от них удаляться, то это весьма похвально. Но нужно, чтобы над этим удалением преобладала преданность вере и любовь. И тогда это будет похвально и разумно. Тогда кроме взаимной любви ничего у нас не будет...»

По окончании речи владыки Антония все участники Съезда единоверцы горячо благодарили владыку со словами: «Спаси Вас Господи». Затем к архиепископу Антонию обратился с благодарственной речью почетный секретарь Съезда о. Симеон Шлеев.

Владыке Антонию была поднесена от Съезда икона святой благоверной княгини Анны Кашинской и особо от московских единоверцев старинная книга «Большой сборник».

31 января депутация Съезда во главе с архиепископом Антонием представлялась Государю Императору. В состав депутации в числе других членов Съезда входил и председатель московской делегации Серпуховский епископ Анастасий.

Архиепископ Антоний поднес от Съезда Государю Импе­ратору икону св. благоверной княгини Анны Кашинской и сказал следующую приветственную речь:

«Благочестивейший Государь! Первый Всероссийский Единоверческий съезд, закончив свои дела молитвой, оста­новился своим чувством на той истине, понятной всякому русскому человеку, что никакое дело у нас не может быть названо всероссийским, если оно не прикоснется хоть малым углом своим к Царскому Престолу, если не будет представлено пред Твои царские очи. Не смея просить такой чести для всего состава Съезда, члены последнего домогались такого счастья хотя бы для нескольких выборных из своей среды, которые и предстали пред Тобою, Государь, с выражением всеподданнейшей любви и преданности от лица всех жи­вущих в России единоверцев, или, как они отныне просят себя именовать, православных старообрядцев.

Сохраняя в своем богослужебном чине, по возможности в своем быте тот дух и тот строй, который хранила Святую Русь в то время, когда Господь вручал ее царский престол Твоим, Государь, благочестивым предкам, православные старообрядцы исполнены особенной беззаветной преданностью к своему Государю и всему его царственному роду как носителю заветов своего родного далекого прошлого.

Но из всех благодеяний, которыми русские люди Тебе, Государь, обязаны, эти глубоко верующие представители нашего старинного духа выше всего ценят Твое благочестивое участие во вторичном прославлении благоговейно любимой ими праведницы, преподобной Анны Кашинской, которой святую икону просят от них принять как знак тех горячих молитв, которые они воссылают Богу и святыни Его о Твоем здравии и спасении».

Кроме св. иконы о. Симеон Шлеев поднес Государю под­ручник (коврик, который единоверцы употребляют на мо­литвах при земных поклонах). Представитель Москвы под­нес Апостол, напечатанный в Московской единоверческой типографии. Государь, приняв подношения, обошел всех членов депутации, знакомясь с их впечатлениями от Съез­да. В конце продолжительной аудиенции единоверцы были осчастливлены появлением Наследника Цесаревича Великого Князя Алексия Николаевича, которому о. Симеон Шлеев также поднес подручник, вышитый шелком по бледно-розовому атласу.

Депутации был предложен в Большом Дворце завтрак, во время коего члены депутации по старинному напеву пели тропарь за Царя: «Спаси, Господи, люди Твоя».

 

4. ПОСЛЕ  ЕДИНОВЕРЧЕСКОГО  СЪЕЗДА

Согласно пожелания Всероссийского единоверческого съезда, архиепископ Антоний обратился с посланием к старообрядцам-раскольникам.

В своем послании владыка Антоний прежде всего устанавливает православное учение о Церкви:

«...Причащение и священство возможно только в истинной Церкви, а вне ее один обман и одна видимость, но видимость безблагодатная, также и одна только видимость священства, на деле же миряне, да еще и внецерковные, и причащение их, яко же глаголет прп. Феодор Студит — пища демонов, а не тело и кровь Христова. Епископов у еретиков признают только католики, а последователи семи соборов знают у еретиков одних лишь мирян; они забыли, что еретического глаголемого епископа или иерея может в Церковь принять с невидимым преподанием ему истинного священства только православный епископ.

68-е правило Карфагенского собора, признав всех еретиков и раскольников лишенными благодати, разрешает принимать кающихся третьим чином, не потому, чтобы признавало их иереями, а потому, что в покаянии воздает им и дарование священства всех трех степеней не по обдержимому правилу, а для того, чтобы облегчить их переход в Церковь. Вот почему, когда полезно бывает "ради общения многих" принять еретических или раскольничьих глаголемых епископов или иереев третьим чином, то Церковь творит тако; вот почему творить сие может только епископ, а не иерей, ибо здесь преподается благодать не только покаяния, но и священства, которой преподать иерей не может... но Церковь в то же время исповедует, согласно евангельским канонам, что вне ее нет ни епископов, ни иереев. Нет их ни у последователей бегствующего священства, ни у последователей священства австрийского, хотя, по моему крайнему мнению, Церковь могла бы принять тех и других третьим чином и тем воздать им истинное священство и архиерейство без внешнего действия рукоположения, как дозволяют нам приведенные правила...»

Призывая далее в своем послании старообрядцев-раскольников возвратиться в истинную Церковь, владыка Антоний, возражая им на их заявления о том, что их подвергли гонениям, пишет:

«Страдали твои предки в сей жизни: зачем же самого себя обрекаешь на вечные страдания в жизни будущей, коих не миновать всем познавшим истину, но отрекшимся после­довать ей по множеству своей гордыни и озлобления».

Призывая забыть прошлое, владыка Антоний говорит:

«Пусть в единой Церкви Христовой любители старых чинов и старых книг составят единое Братство православных старообрядцев...

Все тогда слилось бы в одном общем прославлении Господа по старой Иосифовой книге, и собранные от конец земли русские старообрядцы воздвигли бы в сердце России новый Успенский собор, во всем подобный древнему, но вдвое выше его и обширнее...

Среди такого многолюдного и сильного церковного соединения старообрядчества восстанут люди, сильные духом и разумом, которые сумеют заставить себя слушать и всех ослабевших в благочестии и откроют последним их неразумие — которые обличат тщетное легкомыслие и пустоту современного французского модничества, сорвут личину учености с превозносящейся лживой гордыни века сего и пояснят миру, что глубина и благородство разума не у безбожников и не у западных еретиков, а в нашем святом Православии, и что путь достижения евангельской святости должен проходить по следованию уставам церковным, исполненному смиренномудрия и послушания...»

 

5. СЛОВО  ПРАВДЫ  К  УКРЫВАТЕЛЯМ  ПРАВДЫ  2)

В ответ на послание владыки Антония, произведшее боль­шое впечатление в старообрядческих кругах, один из видных Московских старообрядцев-раскольников А.И. Морозов напечатал в «Санкт-Петербургских Ведомостях» открытое письмо владыке, в ответ на которое владыка Антоний опуб­ликовал в «Церковных Ведомостях» статью под приведенным названием.

В своей статье владыка обращает свой ответ не к Морозо­ву, а к действительным авторам статьи, так как он считает, что Морозов только подписал ее, а написана она другими лицами. Владыка указывает, что в «Открытом письме» приводятся те самые ложные доводы против истины, которые документально опроверг покойный протоиерей Ксенофонт Крючков в беседах в 1908 году в Санкт-Петербурге.

Владыка указывает на начавшееся разложение старообрядчества, которое выражается в том, что его защитниками являются нанятые неискренние люди, и самые старообрядцы начинают якшаться с католиками, перенимая от них ложные и скверные догматы о непорочном зачатии и глу­пые выдумки о цезарепапизме.

«Не наша Церковь в параличе. Не совсем правильно поставлено у нас центральное управление Церкви, но управление не есть Церковь, жизнь церковная ведется у нас по канонам: иерархия у нас беспрерывная, жизнь наряду с грехами одних дает высокие образцы святости других. Угодники Божии новоявленные воссиявают вновь и вновь, и кроме новопрославленных в настоящее царствование святых Феодосия, Серафима и Иоасафа невозможно противиться прославлению еще и святителей Тамбовского Питирима и Иркутского Софрония: так разительно свидетельствует Господь об их святости новыми чудесами и знамениями!»

Указывая далее на то, что еретики и раскольники не принадлежат к Церкви, владыка Антоний поясняет, почему Церковь установила разные способы принятия в Церковь тех и других.

«По существу дела, как объяснено в 1-м правиле Василия Великого, всех обращающихся еретиков и раскольников следует крестить, миропомазывать, а достойных посвящать в три степени священства, но все это заменяется покаянием, если так полезно для обращения многих. Иначе говоря, когда ересь угрожает Церкви и обольщает ее чад, то последователей сей ереси принимают первым чином, дабы отвратить от нее верных (или вторым), а если, напротив, сама начинает таять и поддается влиянию истины, то ее последователей принимают вторым и третьим чином. Все это совершенно ясно из 2-го правила св. Василия Великого. То ясно и из многих других канонических правил» (владыка ссылается на эти правила...)

«Не ясно ли отсюда, что безблагодатные еретики и раскольники все виды благодати принимают только от Церкви, то есть и крещение, и миропомазание, и хиротонию получают только в ней, каким бы чином они ни принимались?...

Вас удивляет, как можно преподать хиротонию еретическому клирику в таинстве покаяния, и вы, то есть адвокаты ваши, укоряют меня незнанием литургики: пусть они укажут, когда и кто рукополагал св. Апостолов во диаконов, во иереев и в епископов, а если ваши начетчики думают поставить православных в тупик вопросом: почему вы не принимаете без новой хиротонии муллы или раввина, а достойного из крещеных иудейских или магометанских духовных лиц непременно будете ставить во все степени? — то напрасно уповаете, что вопрос этот может поставить нас в затруднение. Мы привели вам слова св. Василия Великого в каноническом правиле первом о том, что внешнее действие крещения еретиков отменяется ради спасения многих; того же ради иногда не повторяют над "мнимым клириком" (Лаод. 8) внешнее рукоположение, то есть для того, чтобы облегчить их обращение к Церкви: какому же иудею или магомета­нину или еретику, не бывшему даже "мнимым" клириком, может облегчить обращение к Церкви принятие его прямо иереем или диаконом? Конечно, такой чести желают для себя только те обращаемые еретики или раскольники, которые имели видимость преемственного рукоположения, то есть мнимый сан. Наверное, вы не ставили бы таких неразумных вопросов, если бы к делу веры относились с благоговением, а не с озорством».

«Нужно вам искренне отказаться от своих заблуждений, навеянных вам не от предков, а от латинян с их волшебным понятием о таинствах, и возвратиться к учению древней Церкви гласящему, что "нигде тайн нет, кроме единой Церкви" (Карф. 68). Старообрядцы, кто верует Христу и спасительному причащению, тот послушал бы нашего искреннего голоса, но их сбивают у вас люди, которые так же мало сродны по духу старообрядчеству, как мало сродны Православию левые газетчики, русские нигилисты, толстовцы или баптисты...

Вам же, верующим в Бога старообрядцам, ясно определился теперь выбор между единоверием, которое с великой любовью охраняется иерархами Церкви, и между нигилистами, толстовцами и социалистами, которые берут верх в вашей жизни и являются авангардом ваших рядов. Евреи, отвергшие Христа ради своих суббот, и храма, и свободного царства Иерусалимского, остались без храма, и без Иеруса­лима, и без жертв, без священников: они ошибочно дорожили старым заветом, мня себя ревнителями веры, а явились разрушителями всех вер по всей земле и безбожниками. Смотрите, чтобы не случилось с вами того же, если вы будете упорствовать в отвержении истинной Церкви и истинного приобщения Господу Иисусу Христу, Которому слава во веки. Аминь».

Мероприятия, предпринятые в России главным образом под руководством владыки Антония по привлечению в Православную Церковь старообрядцев-раскольников и в то же время по возрождению, через их ревность о благочестии, древнего благочестия в русском народе и обществе, дали свои благоприятные результаты в том отношении, что число обращений старообрядцев из раскола к Церкви стало значительно превышать число отпадений от веры, в то время как эти отпадения из Православия в католичество и в различные секты значительно возрастали.

По статистике Св. Синода, в 1909 году в России было 1 900 500 старообрядцев, из них в Волынской губернии - 528. За этот год присоединились к Православию из старообрядчества 5243 человека, а уклонилось в старообрядчество 1946 человек 3).

 

6. БРАТСКОЕ  РЕАЛЬНОЕ  УЧИЛИЩЕ

ЕДИНОВЕРЧЕСКОЙ  ЦЕРКВИ  4)

В числе интересных мероприятий по укреплению едино­верия, предпринятых при участии владыки Антония, необ­ходимо отметить учреждение реального училища при Ни­кольской единоверческой церкви в Петербурге. Закладка училища состоялась 30 июля 1911 года при участии архи­епископа Антония.

Из собрания, состоявшегося по этому поводу, владыкой Антонием была послана Государю Императору телеграмма следующего содержания:

«Всемилостивейший Государь, Самодержец Всероссийский! Сегодня Твоему Царственному Наследнику, Цесаревичу и Великому князю Алексею Николаевичу исполнилось семь лет. В память этого радостного события Единоверческое Братство города Санкт-Петербурга заложило новое здание под свое церковное реальное училище, положив в это дело свои посильные лепты. Единоверцы и мы, присутствующие на торжестве закладки здания первого в России среднего учебного заведения, содержащегося на средства Церкви и Братства, уповаем, что училище в новом помещении явится прочным залогом одушевляющих всех нас верноподданнических к Тебе чувств».


Примечания:

1. Владыка Антоний впоследствии вспоминал, что на этом Съезде его особенное внимание привлек молодой московский викарий епи­скоп Анастасий Серпуховский своим аскетическим обликом, благо­честием и строгостью жизни. В 1895 году владыка Антоний поки­нул его, как своего студента в Москве, при своем переводе в Казань.

2. Церковные Ведомости, 1912, V, № 28, с.1143.

3. Церковные Ведомости, 1911, Х, № 34, с.1452.

4. Церковные Ведомости, 1911. Х, № 33, с.1426.


Из книги: Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время, 1863—1936. - Нижний Новгород: Братство во имя святого князя Александра Невского, 2004, с.330-351.



Источник: http://www.pravaya.ru/
Категория: Статьи, сообщения | Добавил: admin (11.05.2009) | Автор: admin
Просмотров: 947 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]