Не  в  силе  Бог,  а  в  правде!

МОСКОВСКАЯ  ПОКРОВСКАЯ  ОБЩИНА  СЕСТЕР  МИЛОСЕРДИЯ



Статьи
     Меню  сайта

           Статьи
Статьи, сообщения [11]

     Форма  входа

           Поиск

          Система Orphus

  Наш  Опрос  №  1
Что бы Вы хотели видеть на месте Покровской обители?
Всего ответов: 202



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Приветствую Вас, Гость · RSS 25.11.2017, 12:24

Главная » Статьи » Старый обряд, единоверие, приобщение к Православию » Статьи, сообщения

Димитрий Саввин. Митрополит Антоний (Храповицкий) и единоверие (часть 1)

МИТРОПОЛИТ  АНТОНИЙ  (ХРАПОВИЦКИЙ) и  ЕДИНОВЕРИЕ

Единоверческий съезд в Санкт-Петербурге


Комментарий Димитрия Саввина




1. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПРЕДШЕСТВОВАВШИЕ СЪЕЗДУ

Руководимый владыкой Антонием 6-й Отдел Предсоборного Присутствия в 1906 году признал необходимым собрать Всероссийский съезд единоверцев в мае или июне месяце 1906 года. Это необходимо было как для укрепления самого единоверия, так и для оздоровления православных приходов. Однако Святейший Синод, по-видимому, не изменил своего отношения к единоверию и этого пожелания 6-го Отдела в указанное время не исполнил, и лишь только через шесть лет после этого состоялся в г. Санкт-Петербурге с 22 по 30 января 1912 года Первый Всероссийский единоверческий съезд, которому предшествовали следующие обстоятельства.

В 1908 году на IV Всероссийском Миссионерском съезде в г. Киеве собралось около 70 представителей единоверия, которые не только деятельно участвовали в общем Миссионерском съезде, но и собирались особо для обсуждения дел, касавшихся единоверия. Состоявшееся после Киевского Миссионерского съезда 12 июня 1909 года прославление св. благоверной великой княгини Анны Кашинской еще более ободрило единоверцев и укрепило их желание созвать Всероссийский съезд единоверцев. Главный центр единове­рия был в Москве, и вот вскоре после прославления княгини Анны Кашинской московские единоверцы возбудили хо­датайство перед митрополитом Владимиром о разрешении им собрать в Москве Всероссийский съезд единоверцев.

В ответ на ходатайство митрополита Владимира Св. Синод указом своим от 9 сентября 1909 года за № 1940 сообщил ему о том, что Св. Синод не встречает препятствий к созыву в Москве единоверческого съезда, но с тем, однако, чтобы съезд этот был бы не всероссийским, а местным, епархиальным. По объявлении этого указа единоверцам Московский совет единоверцев обратился к митрополиту Владимиру с просьбой назначить председателем Москов­ского епархиального съезда единоверцев, как было сказано в ходатайстве, «уважаемого всеми Преосвященного Анаста­сия, епископа Серпуховского, викария Московского, и раз­решить пригласить на съезд хотя небольшое количество единоверцев из других епархий ввиду того, что Св. Синодом разрешен съезд местный, епархиальный, но в программу входят такие вопросы, при решении которых желательно было бы присутствие большого количества единоверцев, а не одних только московских». Ходатайство это было митрополитом Владимиром удовлетворено.

Единоверческий съезд в Москве был открыт 25 октября 1909 г. в Троицко-Введенской единоверческой церкви. Божественную литургию по древнему патриаршему чиновни­ку во главе всего московского единоверческого духовенства совершил в указанном храме Преосвященный Анастасий, епископ Серпуховский, которым по окончании Литургии и молебного пения было сказано слово о значении единоверия. Слово это владыка Анастасий произнес сидя среди храма на архиерейском седалище. За богослужением кроме членов съезда и прихожан находилась масса богомольцев, любителей древней уставности, собравшихся со всей Москвы. Были также и вожди старообрядцев-раскольников в лице А.И. Морозова, Ф.Е. Мельникова и других.


Владыка Антоний прислал на этот съезд следующую приветственную телеграмму:

«Приветствую съезд единоверцев. Господь да будет посре­ди вас. Святой Дух да наставит вас собравшихся на всякую истину. Архиепископ Антоний».

Съезд этот имел следующую программу: 1) Выработать общие меры борьбы в защиту единоверия ввиду усиливаю­щегося старообрядчества. 2) О единоверческой школе Певцов и псаломщиков. 3) По вопросу о поднятии уровня образования единоверческого духовенства. 4) Правила для собраний по управлению единоверческими приходами. 5) О единоверческом богослужении и средствах к его под­держанию и 6) О единоверческом журнале.

 

2.ОТКРЫТИЕ И ТРУДЫ ВСЕРОССИЙСКОГО ЕДИНОВЕРЧЕСКОГО СЪЕЗДА

Съезд в Москве продолжался всего лишь три дня — 27, 28 и 29 октября и имел семь заседаний.

Перед закрытием съезда члены съезда обратились к пред­седателю съезда Преосвященному Анастасию с просьбой принять на себя труд быть выразителем их чувств и желаний перед владыкой митрополитом Владимиром о неотложной необходимости созыва Всероссийского единоверческого съезда. Члены съезда горячо и единодушно заявили, что среди единоверцев, особенно в провинции, в последнее время накопилось много таких вопросов и недоумений, которых им самим поодиночке решить не под силу, а между тем воп­росы такие, которые не терпят отлагательства, а разобрать и решить их возможно только сообща, собравшись на Всерос­сийский съезд единоверцев.

Дело это было передано в Св. Синод и там рисковало быть погребенным в Синодальных архивах, но по милости Божией в октябре месяце 1911 года владыка Антоний был назначен председателем Особого Совещания при Синоде по вопросам внутренней и внешней миссии, возобновлен­ного в августе месяце 1911 г. В качестве председателя этого Совещания владыка Антоний в первую очередь и обратил внимание на необходимость созыва Всероссийского едино­верческого съезда.

17-20 декабря 1911 года Св. Синод, заслушав доклад архи­епископа Антония о благовременном созыве Всероссийского съезда представителей единоверия и для изыскания мер, направленных к привлечению в Православную Церковь раскольников беглопоповского толка, напряженно ищущих для себя в настоящее время иерархической авторизации от Православной Церкви или от раскола австрийского толка.

Св. Синодом было постановлено созвать Съезд в Санкт-Петербурге с 22 по 30 января 1912 года под председательством архиепископа Антония.

Для подготовительных работ к Съезду и выработки программы его занятий была создана комиссия под председательством архиепископа Сергия Финляндского.

Всероссийский единоверческий съезд был открыт торжественным богослужением, совершенным в Никольской единоверческой церкви.

Всенощную совершал председатель подготовительной комиссии к Съезду архиепископ Финляндский Сергий. Божественную Литургию совершал председатель Съезда архиепископ Антоний в сослужении с местным и приезжим единоверческим духовенством — делегатами Съезда.

Служба правилась по архиерейскому служебнику XVI века. Старинные церковные напевы, характер самой службы и истовое ее совершение переносило мысль к тому времени на Руси, когда еще не было церковного раздора. Пели на двух клиросах. Некоторые церковные песнопения исполнялись соединенным хором. Кроме двух хоров пел еще и верхний (в куполе храма), составленный из учеников единоверческого Братского реального училища. Служба производила глубоко трогательное впечатление. На молебен после Литургии вышли, кроме архиепископа Антония, Преосвященные: Кирилл, епископ Тамбовский, Владимир, епископ быв. Приамурский, Анастасий, епископ Серпуховский1), представитель Константинопольского Патриарха архимандрит Иаков, архимандрит Варсонофий из Новгорода, до 50 священников единоверцев, членов Съезда. Богослужение началось в 8.30 часов утра и закончилось в 2 часа дня. Из храма все участники Съезда перешли в обер-прокурорский дом.

Необычайное зрелище наблюдалось в обширном и богатом по своему убранству зале Духовного ведомства на Литейном проспекте при торжественном открытии единоверческого съезда, последовавшем в 2 часа 40 минут.

В большом углу залы были поставлены принесенные из единоверческой Никольской церкви запрестольный со свечою перед ним крест, икона Корсунской Божией Матери с тремя лампадами перед нею, две хоругви древнего образца и Св. Евангелие на аналогии. На помосте, обтянутом красным сукном, находился длинный стол с большими старопечатными книгами. Почетные места за столом заняли митрополит Московский Владимир, председатель Съезда архиепископ Антоний и архиепископы: Сергий Финляндский, Арсений Новгородский, Назарий Полтавский, епископы: Серафим Кишиневский, Евлогий Холмский, Кирилл Тамбовский, Никон Вологодский, Владимир Приамурский, Иннокентий Якутский, Георгий Ямбургский, Митрофан Гомельский, Анастасий Серпуховский, Вениамин Гдовский, Варнава Каргополький и Антоний Горийский. За тем же столом сидели обер-прокурор Св. Синода В.К. Саблер и представитель Константинопольского Патриарха архимандрит Иаков. В самом зале находились видные представители столичного белого духовенства, чины обер-прокурорского управления, церковно-общественные деятели и 350 делегатов от духовенства и мирян единоверческих приходов со всей России, почетные прихожане столичных единоверческих церквей, члены депутаций, представители нескольких беглопоповских общин и проч. В глубине зала на помосте стояли единоверческие певчие в старообрядческих кафтанах.

После открытия Съезда и приветственной речи митрополита Владимира произнес речь архиепископ Антоний, текст которой, к сожалению, не сохранился. В своей речи владыка Антоний с большой похвалой отозвался о церковной жизни единоверцев и выразил надежду на доброе влия­ние ее не только на старообрядцев, но и на известную часть православных.

Затем после ряда приветственных речей владыка Антоний предложил послать составленную им телеграмму Государю Императору:

«Его Императорскому Величеству. Открыв с благословения Божия первый Всероссийский единоверческий съезд, многочисленные иерархи, духовные лица, почетные гости и представители единоверческих приходов со всей России, молящиеся по тому же богослужебному чину, как и Твои, Государь, блаженной памяти великие предки, Святейший Патриарх Филарет и Царь Михаил Федорович, с благоговейной сыновней любовью и с беззаветной преданностью повергают вместе со всеми присутствующими свои верноподданнические чувства к стопам Царского Величества и с умиленной благодарностью лобызают Твое внимание и Твою любовь к церковной старине и к нашему русскому обычаю».

Телеграмма от имени Съезда была подписана митрополитом Владимиром, которым и был получен благодарственный ответ.

На Съезд поступили приветственные телеграммы от еди­новерцев из гг. Москвы, Казани, Симбирска, Вольска, Екатеринбурга, Ташкента, от Московского городского головы (единоверца) Гучкова, попечителя Виленского округа А.А. Остроумова и других лиц.

После заседания участникам Съезда была предложена в другом зале трапеза, в которой принимало участие 300 лиц.

Занятия Съезда происходили по следующей программе:

1) Пересмотр правил о единоверии и дополнительных к ним распоряжений.

2) О богослужении в единоверческих церквях: а) о необходимых исправлениях в богослужебной практике настоящего времени; б) церковное пение и подготовка певцов и чтецов; в) духовенство и его подготовка; г) устроение чина и вообще жизни в единоверческих монастырях.

3) Вопросы, касающиеся организации общества единоверцев: а) приход; б) благочинные единоверческих церквей; в) съезды благочиннические, епархиальные, всероссийские и проч.; г) об открытии всероссийского братства православных старообрядцев; д) издание журнала и проч.

4) Организация общего управления всем единоверием.

5) Желательная для единоверцев постановка вопроса о клятвах.

6) О возможности привлечения в лоно св. Церкви старообрядцев, приемлющих переходящее священство, а равно и других согласий; об условиях и способах привлечения.

7) Другие вопросы, возбужденные на самом Съезде.

Постановления Съезда не представляли собой чего-либо окончательного и должны были быть представленными на усмотрение Св. Синода.


Читать далее



Источник: http://www.pravaya.ru/
Категория: Статьи, сообщения | Добавил: admin (11.05.2009) | Автор: admin
Просмотров: 1053 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]