Не  в  силе  Бог,  а  в  правде!

МОСКОВСКАЯ  ПОКРОВСКАЯ  ОБЩИНА  СЕСТЕР  МИЛОСЕРДИЯ



 
     Меню  сайта

Календарь новостей
«  Апрель 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

    Форма  входа

           Поиск

    Друзья  сайта

Система Orphus

  Наш  ОПРОС  №  1
Что бы Вы хотели видеть на месте Покровской обители?
Всего ответов: 196



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Приветствую Вас, Гость · RSS 25.04.2017, 11:33

Главная » 2010 » Апрель » 24 » Обращение представителей интеллигенции к президенту РФ в поддержку принятия закона о передаче религиозного имущества
Обращение представителей интеллигенции к президенту РФ в поддержку принятия закона о передаче религиозного имущества
15:16

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!


   Обращаемся к Вам по вопросу, разрешение которого давно назрело. Это наболевший вопрос о возвращении Русской Православной Церкви и другим религиозным организациям имущества, конфискованного у них в период советской власти, а также самих храмов, зачастую превращенных в музейные учреждения. 3 марта в газете "НГ-Религии" *) было опубликовано письмо к Святейшему Патриарху, под которым стоят подписи ряда руководителей ведущих музеев России, авторитетных ученых-искусствоведов и историков. Эти люди выражают опасения по поводу возможных последствий принятия законопроекта "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности". По мнению авторов письма, Церковь не в состоянии обеспечить многим из этих памятников должную сохранность, а потому разумнее будет оставить их в ведении музейных учреждений. Мы также являемся работниками культуры и искусства, нам понятно беспокойство наших уважаемых коллег по поводу судьбы культурных ценностей, тем не менее, их точку зрения, выраженную в упомянутом письме, мы не разделяем.
   Прежде всего, по нашему убеждению, все то, что было когда-то изъято из храмов, должно быть отнесено к церковной собственности. Это означает восстановление исторической справедливости. Проблема же местонахождения икон и предметов малых форм церковного искусства должна коллегиально решаться по каждому конкретному предмету, где ему сейчас лучше быть - в храме или музее - но в последнем случае (если речь идёт об установленном статусе церковной собственности на данный объект) музей будет нести ответственность не только перед государством, но и перед Церковью, доверившей музею временное или постоянное хранение предмета своей собственности.
   Мы не отрицаем того факта, что музеи нашей страны в XIX и особенно в XX в. спасли и сохранили многие святыни Православия. Вместе с тем, ответ на вопрос, где иконы и другие религиозные святыни лучше сохраняются сейчас: в музее или в храме, не является столь однозначном, как представляется авторам письма Патриарху от 3 марта. Известно, что ряд икон уже пострадал в запасниках музеев России из-за небрежного к ним отношения или из-за частого участия в различных выставках. В нашей стране уже есть такие храмы, в которых иконам обеспечены оптимальные по мировым музейным меркам температурно-влажностные условия хранения и охраны. Подобные условия хранения святынь пока могут создать далеко не все музеи России. Если известные работники культуры действительно озабочены судьбой национального достояния, то им логично предложить войти в Попечительские Советы возвращаемых Церкви храмов и монастырей, чтобы они могли лично убедиться в сохранности святынь, переданных из запасников музеев и помогать их хранению. Есть все основания полагать, что заслуженные работники искусства, в том числе те, кто подписал письмо от 03.03.2010 г., будут включены в созданный недавно решением Синода Патриарший совет по делам культуры. Также мы считаем полезным включение в курс обучения служителей Церкви (в первую очередь, священников-ризничих) краткого курса по основам хранения и реставрации произведений церковного искусства. Тесное сотрудничество на этой основе сотрудников музеев (искусствоведов, реставраторов, археологов и др.) с Церковью снимет напряжённость в существующем положении вещей.
   Ныне посетители музеев страны не имеют возможности ознакомиться со всеми экспонатами коллекций, в частности, с экспонатами из закрытых хранений. Исходя из этого, большое количество предметов религиозных культов, - икон и других богослужебных предметов выведены из культурного контекста. Верующие христиане не только не могут к ним (как к святыням) обратиться с молитвой, но и как произведения искусства они не "работают" - и для представителей других конфессий, и для светских людей.
   Особо нужно выделить вопрос о богослужебных сосудах и антиминсах. Они в огромном количестве находятся в запасниках музеев, между тем, как по церковным правилам прикосновение к ним допускается только со стороны священнослужителей. Существующее положение дел является недопустимым, и лишь принятие обсуждаемого закона может исправить ситуацию. Мы также хотели бы напомнить о том, что вместе с массовым уничтожением храмов советское государство способствовало и разрушению сложившейся в дореволюционное время системы больших и малых церковных музеев. Восстановление этой системы (с активной государственной инициативой и помощью) представляется нам крайне желательным. Возможен и такой вариант, как открытие храма при уже существующем музее (пример тому церковь Святителя Николая, открытая при Государственной Третьяковской галерее). Хотя подобный опыт пока небогат, его надо развивать и расширять.
   Мы глубоко убеждены, что все проблемы в отношениях между религиозными организациями, музейным и научным сообществом можно решить в режиме цивилизованного диалога и сотрудничества. Забота о сохранности культурного наследия не может и не должна служить предлогом для удержания в собственности светских структур известных храмов, икон и других предметов, которые создавались изначально для целей религиозных и по праву должны принадлежать Церкви. В сегодняшнем руководстве Русской Православной Церкви немало людей культурных и высокообразованных (Святейший Патриарх Кирилл - яркий тому пример). Они, конечно же, не допустят, чтобы переданные Церкви священные предметы, имеющие также и культурную ценность, подверглись небрежному обращению и уничтожению.
   Касательно частных вопросов - о способе хранения той или иной иконы, использования определенного здания, наши иерархи и священнослужители, несомненно, прислушаются к голосу компетентных специалистов в области искусства и музейного дела. При этом вопрос общий, принципиальный - о собственности на храмы, монастыри, иконы и прочие святыни должен быть однозначно решен в пользу Церкви.
   На это и направлен законопроект, который мы просим Вас поддержать.


Аникин Михаил Александрович, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения, Санкт-Петербург

Виноградов Юрий Алексеевич, доктор исторических наук, Институт истории материальной культуры Российской академии наук, Санкт-Петербург

Горончаровский Владимир Анатольевич, доктор исторических наук, Институт истории материальной культуры Российской академии наук, Санкт-Петербург

Чернышев Владимир Александрович, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, кандидат исторических наук, Санкт-Петербург

Люлин Александр Сергеевич, лауреат литературной премии имени Александра Прокофьева, поэт, Санкт-Петербург

Савина Светлана Гурьевна, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург

Марсодолов Леонид Сергеевич, доктор культурологии, ведущий научный сотрудник Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург

Коняев Николай Михайлович, член Союза писателей России, писатель и публицист, Санкт-Петербург

Пастер Максим Анатольевич, солист Большого театра России, Москва

Морозов Пётр Петрович, солист театра "Геликон-опера", Москва

Москальков Сергей Борисович, художественный директор театра "Русская
опера", Москва

Нивинская Надежда Владимировна, генеральный директор театра "Русская опера", Москва

Гарбуз Юлия Викторовна
, солистка областной филармонии, Орел

Бунакова Лариса Вячеславовна
, лауреат всероссийских и международных конкурсов, студентка музыкального колледжа, Орел

Смирнов Владимир Сергеевич, артист губернаторского хора "Лик", Орел

Захаров Сергей Ильич
, солист областной филармонии, Белгород

Знаменская Галина Николаевна, Заслуженный работник культуры РФ, преподаватель музыкального колледжа, Орел

Ибрагимов Георгий Михайлович, преподаватель музыкального колледжа, Орел

Семенихина Лариса Егоровна, преподаватель музыкального колледжа, Орел

Полякова Татьяна Григорьевна, солистка областной филармонии, Орел

Митин Александр Андрианович, солист областной филармонии, Орел

Зенкина Светлана Семёновна, артистка областной филармонии, Орел

Голиков Игорь Николаевич, певец, преподаватель академического пения, журналист, Орел

Родионова Елена Владимировна, преподаватель живописи, Орел

Халтурина Т.М., член Союза архитекторов РФ, Ярославль

Егорычева Л.Г., доцент, заслуженный учитель школы РФ, Тула

Котенев Игорь Леонидович
, скульптор, член Союза художников РФ, профессор Тульского государственного университета, Тула

Котенев Дмитрий Игоревич, архитектор, Тула

Куркова Валентина Георгиевна
, заслуженный учитель РФ, Тула

Елисеева Елена Роальдовна
, актриса театра "Школа драматического искусства", Москва

 ---------------------------------------------------------------------------------------

  *)  Открытое письмо работников искусства и науки
 Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу

Ваше Святейшество!

   Считаем своим человеческим и гражданским долгом обратиться к Вашему Святейшеству по вопросу, который сегодня в равной мере волнует и Церковь, и все гражданское общество России. Речь идет об активно обсуждаемом во властных структурах и в средствах массовой информации законопроекте «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».
   Передача Русской Православной Церкви многочисленных храмов и монастырей, многие из которых по-прежнему находятся в запустении, вызывает безусловную поддержку у любого культурного человека. Однако новый закон предполагает также передачу религиозным организациям памятников истории и культуры, признанных общенациональным и мировым достоянием.
   Число этих памятников невелико и на общем фоне составляет доли процента, но их значение невозможно переоценить. Эти памятники представляют собой хрупкие организмы, и за ними требуется постоянный уход, который возможно осуществлять только в режиме музейного хранения. В первую очередь это касается тех храмов, где сохранились росписи и иконостасы XI–XVII вв. В большинстве из них, к сожалению, до сих пор не закончена реставрация, которая требует вложения больших средств и привлечения высококвалифицированных специалистов, что под силу только государству и, как правило, осуществимо только в режиме музейного хранения. Такое положение вовсе не означает, что в этих храмах никогда нельзя проводить богослужения. Мы имеем ряд положительных примеров, когда в церквах, находящихся в ведении музеев, ведутся богослужения, режим которых заранее оговорен соглашением с представителями епархий.
   Помимо недвижимых объектов к таким памятникам относятся произведения, являющиеся важнейшей частью государственных музейных собраний, библиотечных и архивных фондов. Они составляют основу культурного богатства страны и в конечном счете определяют наше национальное самосознание.
   В каждой стране отношения между государством, церковными властями и обществом складываются по-своему, но последствия этих отношений всегда так или иначе отражаются на культуре. История России в этом отношении особенно трагична. На протяжении одного лишь XX столетия были утрачены тысячи выдающихся памятников церковной архитектуры и монументальной живописи, сотни тысяч древних икон и предметов литургического обихода. Происходило это не только во время революций и войн, но и в мирные годы – в период антицерковных кампаний 1920–1930-х и 1950–1960-х годов, а также во время ликвидации «неперспективных сел».
   В те страшные годы, когда у Церкви не было сил противодействовать уничтожению атеистическим государством основ национальной культуры, этому противостояли ученые, реставраторы и музейные работники, спасая от гибели памятники церковного искусства, изъятые или брошенные на произвол судьбы в закрытых храмах. Именно благодаря их беззаветным трудам и личному мужеству были спасены, отреставрированы и восстановлены тысячи памятников, собраны по частицам и крохам потрясающие музейные коллекции, в которых были явлены культурные и духовные сокровища, ранее не известные никому в мире, в том числе и самой Церкви.
   Сложившаяся еще в дореволюционное время практика помещения древних икон и других памятников церковного искусства в стенах музеев вопреки бытующему ныне мнению не противоречит православному учению об образе и традициям Церкви. Хорошо известно, что Церковь никогда не запрещала нахождение икон вне стен храмов. Еще отцы Седьмого Вселенского собора постановили «полагать святые иконы… в домах и на путях… Ибо чем чаще через изображение на иконах Спаситель наш Иисус Христос, и Богоматерь, Ангелы и все святые бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним». Не случайно с незапамятных времен существует традиция создавать списки с древних чтимых образов, в том числе и чудотворных. Она восходит к постановлению того же Вселенского собора, провозгласившего, что «поклонение воздается не дереву, но тому, что созерцается на дереве и что вспоминается».
   Большинство икон, находящихся в настоящее время в музеях, давно уже перешагнуло тот «порог ветхости», при котором их было принято изымать из богослужебного употребления и заменять новыми. Ветхие иконы либо уничтожались, либо сохранялись в специальных кладовых-«рухлядных» при храмах и монастырях. Из таких ветхих икон и формировались во второй половине XIX столетия частные коллекции иконописи, собрания церковного искусства в епархиальных древлехранилищах и государственных музеях. Они-то и стали основой современных музейных собраний. Еще во второй половине XIX века возникают такие крупные собрания христианских древностей, как Церковно-археологический музей Киевской духовной академии, Церковно-археологический музей Общества любителей духовного просвещения в Москве, Музей Санкт-Петербургской духовной академии, Музей древнерусского искусства при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, московские Публичный и Румянцевский музеи и многие другие епархиальные и губернские музеи и древлехранилища (в Туле, Вятке, Владимире, Рязани, Новгороде, Ростове и др.).
   Древние и ветхие иконы искали и спасали отечественные исследователи и в конце 1910-х – начале 1920-х - еще до того, как началось массовое закрытие храмов и изъятие церковного имущества. И находили они их чаще всего не в самих храмах, а в рухлядных, и даже в помещениях, вовсе не приспособленных для их хранения – так, общеизвестен факт обнаружения знаменитых икон преподобного Андрея Рублева в монастырском дровяном сарае в Звенигороде.
   Как и наши великие предшественники – митрополит Евгений (Болховитинов), епископ Порфирий (Успенский), историк и собиратель древностей М.П. Погодин, архимандрит Амфилохий (Сергиевский), архимандрит Леонид (Кавелин), создатель Исторического музея профессор И.Е. Забелин, профессор Ф.И. Буслаев, академики Н.П. Кондаков и Н.П. Лихачев, профессор Санкт-Петербургской духовной академии Н.В. Покровский и многие другие подвижники музейного, архивного и библиотечного дела, – мы относимся к памятникам христианской древности как к общенациональным святыням, от которых берет свои истоки великая русская культура. Именно такое отношение и являлось основанием для помещения этих произведений искусства в церковные и государственные музеи, где для их хранения были созданы необходимые условия и где они стали доступны для всех людей, независимо от их конфессиональной принадлежности.
   Находясь в музеях, памятники религиозной художественной культуры выполняют важнейшую миссию, являясь своего рода посланниками Церкви в миру, оказывая повседневное благое действие на души людей. Они по-своему служат столь дорогому и важному для Вашего Святейшества делу духовного просвещения народа России. Как в прошлом, так и сегодня многие люди через созерцание истинного облика древних икон, явленного в музеях, приходят к вере. Не менее важно, что памятники религиозного искусства в музеях, как никакая другая форма духовной жизни, способствовали и продолжают способствовать утверждению авторитета и ценностей православия во всем мире. Собранные музеями коллекции русского церковного искусства представляют собой цельный пласт православной культуры, который неизбежно потеряет силу своего воздействия в случае рассеяния этих коллекций по сотням и тысячам храмов. Как только это произойдет, сама Церковь утратит осуществляемую через них невидимую, но прочную связь с жизнью общества. Необходимость существования такой связи остро осознавали самые просвещенные представители русского духовенства конца XIX – начала XX века, к числу которых, как известно, относился и Cвятейший Патриарх Тихон.
   Лишение древних памятников их музейного статуса будет означать отказ от признания церковного и шире – религиозного искусства неотъемлемой частью великой культуры России и в итоге приведет к разделению народа исключительно по конфессиональному принципу. Это породит в душах людей вместо любви, гармонии и мира, беспокойство, раздражение и взаимную вражду.
   Мы понимаем озабоченность Русской Православной Церкви и других конфессий судьбой религиозных святынь и признаем, что существуют определенные проблемы их хранения и экспонирования. Но эти проблемы надо решать путем взаимно уважительного и конструктивного диалога, в соответствии с действующим законодательством. В вопросах, затрагивающих судьбу национальной культуры, практика принятия радикальных «революционных декретов» неприемлема. На этом пути, как уже много раз было проверено, нас ожидает не созидание, а только разрушение.
   Мы надеемся, что именно Ваше Святейшество своим авторитетом сможет остановить поспешные и непродуманные действия властей, которые могут привести к безвозвратной потере нашего национального достояния – теперь уже под благовидным предлогом «восстановления справедливости». Под угрозой оказываются выдающиеся памятники архитектуры и монументальной живописи, а также – музеи, архивы и библиотеки, десятками, а то и сотнями лет спасавшие, собиравшие, хранившие и изучавшие культурное наследие народов России.
   В качестве первой меры, ведущей к нормальному диалогу и цивилизованному решению накопившихся проблем, мы рассчитываем на обращение Вашего Святейшества к Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву с просьбой приостановить уже запущенный процесс подготовки закона о передаче имущества религиозного назначения. В сегодняшней его версии, разработанной в основном Министерством экономического развития, присутствуют положения, прямо противоречащие ряду норм действующего законодательства и угрожающие сохранению основ национальной культуры. К памятникам искусства нельзя относиться как к простому имуществу. Ни Церковь, ни учреждения культуры не должны стать заложниками текущей политики, а возможно, и чьих-то личных интересов.
   В разработке закона наряду с представителями Церкви непременно должны принять участие ученые, реставраторы и музейные работники, и составлен этот закон должен быть так, чтобы не угрожать ни сохранности памятников церковного искусства и архитектуры, ни целостности существующих музейных коллекций. В настоящее время религиозные организации и музеи в большинстве случаев мирно сосуществуют друг с другом, причем нередко и закономерно – сосуществуют под одной крышей. И в наших силах сделать так, чтобы это сосуществование превратилось в сотрудничество, равно благотворное для обеих сторон и для отечественной духовной культуры в целом. Традиция подобного сотрудничества, возникшая еще в XIX веке, поддерживалась Церковью и в послереволюционные годы. Так, в 1918 году члены Комиссии по реставрации памятников старины под председательством И.Э. Грабаря, готовясь к экспедициям для изучения древних произведений русского иконописания, получили напутствие Святейшего Патриарха Тихона: «Желая успеха этому полезному для святой Церкви начинанию, призываю благословение Божие на тружеников науки».

   С глубоким почтением и надеждой на помощь и участие Вашего Святейшества,



В.И. Толстой, президент ИКОМ России, член Общественной палаты Российской Федерации, генеральный директор Государственного мемориального и природного заповедника «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»

А.И. Шкурко, директор Государственного Исторического музея, почетный профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, лауреат Государственной премии РФ

И.В. Лебедева, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи

Е.Ю. Гагарина, генеральный директор Музеев Московского Кремля

Г.В. Попов, директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, доктор искусствоведения, профессор

В.Л. Янин, заведующий кафедрой археологии исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, академик РАН

В.А. Тишков, руководитель секции истории Отделения историко-филологических наук РАН, директор Института этнологии и антропологии РАН, академик РАН

Б.В. Ананьич, главный научный сотрудник СПб Института истории РАН, академик РАН

Н.А. Макаров, директор Института археологии РАН, член-корреспондент РАН

Е.Н. Носов, директор Института истории материальной культуры РАН, заведующий кафедрой археологии исторического факультета СПбГУ, член-корреспондент РАН

П.Ю. Уваров, заведующий Центром истории Средних веков и раннего Нового времени Института всеобщей истории РАН, член-корреспондент РАН

С.М. Каштанов, заведующий Центром теоретического и сравнительного источниковедения Института всеобщей истории РАН, член-корреспондент РАН

Е.И. Пивовар, ректор Российского государственного гуманитарного университета, член-корреспондент РАН

Б.Н. Флоря, главный научный сотрудник Института славяноведения РАН, член-корреспондент РАН

Г.И. Вздорнов, главный научный сотрудник Государственного научно-исследовательского института реставрации, член-корреспондент РАН, академик РАХ

Е.А. Анкудинова, директор Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника

А.В. Хатюхина, директор Ярославского художественного музея

Л.Д. Коротаева, генеральный директор Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника

М.Н. Шаромазов, директор Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника

М.С. Серебрякова, директор Музея фресок Дионисия, филиала Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника

Е.Н. Шелкова, хранитель собора Рождества Богородицы Музея фресок Дионисия

Е.Ф. Шатковская, директор ФГУ «Национальный парк «Кенозерский»

М.С. Мейер, директор Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова, президент Ассоциации востоковедов России, профессор

С.В. Мироненко, директор Государственного архива РФ, заведующий кафедрой Отечественной истории XIX – начала XX вв. исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

М.Д. Афанасьев, директор Государственной Исторической библиотеки

В.М. Живов, заместитель директора по науке Института русского языка РАН, профессор Университета Беркли

А.Л. Баталов, заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля, профессор, доктор искусствоведения

М.А. Бусев, заместитель директора Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств РАХ, член-корреспондент РАХ

Л.И. Лифшиц, заведующий Отделом древнерусского искусства Государственного научно-исследовательского института искусствознания, доктор искусствоведения

О.С. Попова, заведующая Отделом византийского искусства Государственного научно-исследовательского института искусствознания, профессор отделения истории искусств исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор искусствоведения

Э.С. Смирнова, главный научный сотрудник Отдела древнерусского искусства Государственного научно-исследовательского института искусствознания, профессор отделения истории искусств исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор искусствоведения

И.И. Тучков, заведующий кафедрой всеобщей истории искусства исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор искусствоведения

А.М. Лидов, директор Научного центра восточнохристианской культуры, член-корреспондент РАХ

И.Л. Бусева-Давыдова, ведущий научный сотрудник Отдела древнерусского и современного церковного искусства Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств РАХ, доктор искусствоведения, лауреат Государственной премии РФ

Т.М. Кольцова, заведующая Отделом древнерусского искусства Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера», доктор искусствоведения

А.П. Владимиров, директор ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря, заслуженный работник культуры РФ

А.Н. Овчинников, художник-реставратор высшей квалификации, заслуженный деятель искусств РФ

Г.С. Клокова, художник-реставратор высшей квалификации, заслуженный работник культуры

В.Д. Сарабьянов, главный искусствовед и бригадир реставрационной мастерской Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры РФ, художник-реставратор высшей квалификации, кандидат искусствоведения

М.В. Нащокина, заведующая Отделом архитектуры Нового времени НИИТИАГ, доктор искусствоведения, советник РААСН, почетный архитектор РФ

П.С. Лунгин, кинорежиссер, народный артист России, академик РАХ



Просмотров: 819 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]