Не  в  силе  Бог,  а  в  правде!

МОСКОВСКАЯ  ПОКРОВСКАЯ  ОБЩИНА  СЕСТЕР  МИЛОСЕРДИЯ



 
     Меню  сайта

Календарь новостей
«  Апрель 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

    Форма  входа

           Поиск

    Друзья  сайта

Система Orphus

  Наш  ОПРОС  №  1
Что бы Вы хотели видеть на месте Покровской обители?
Всего ответов: 202



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Приветствую Вас, Гость · RSS 23.10.2017, 16:10

Главная » 2010 » Апрель » 25 » Церковь способна сохранять памятники искусства ничуть не хуже современных музеев
Церковь способна сохранять памятники искусства ничуть не хуже современных музеев
20:20

   Законопроект "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной и муниципальной собственности" вызвал острую дискуссию между Церковью и работниками культуры и искусства. Последние выступили с несколькими письмами в адрес президента РФ и Патриарха: одни полагают, что Церковь не сможет обеспечить сохранность передаваемых памятников культуры, а музеи - лишаться фондов, другие считают такие опасения безосновательными.



   Мы решили обратиться к примеру Ипатьевского монастыря в Костроме, которому в 2005 году в безвозмездное пользование передали 2700 предметов церковного искусства на время существования Церковного историко-археологического музея.
   О том, с какими проблемами в монастыре столкнулись при организации музея, каким образом обеспечивается сохранность экспонатов и происходит сотрудничество музея с реставраторами, будет ли костромской опыт распространен на другие епархии, в интервью корреспонденту "Интерфакс-Религия" Алексею Соседову рассказал директор музея и наместник обители архимандрит Иоанн (Павлихин).


Наместник Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря,
 директор Церковного историко-археологического музея
Костромской епархии Русской Православной Церкви
архимандрит Иоанн (Павлихин)


   - Отец Иоанн, хотелось бы начать беседу с истории передачи церковного музея Ипатьевскому монастырю. Расскажите об этом, пожалуйста.

   - Прежде чем ответить на этот вопрос, хочется рассказать об истории возвращения Русской Православной Церкви самой Ипатьевской обители. Первые монахи заселили Ипатьевский монастырь в 1993 году. Тогда была предоставлена возможность братии поселиться в крохотном здании, которое именуется "Кельи над погребами", и вот в таких стесненных условиях до конца 2004 года братия вела духовную жизнь и лишь время от времени могла совершать богослужения в Троицком соборе под строгим и не всегда корректным наблюдением музея-заповедника, который вел себя в монастыре как хозяин, не всегда по-доброму относившийся к братии. Конечно, было некое предчувствие, что обитель вернется ее законному владельцу, Русской Православной Церкви, в полном объеме, и, наверное, музейные сотрудники понимали, что вместе с этой передачей произойдет возвращение Церкви предметов религиозного искусства, которые являлись частью коллекции светского музея.
   Лишь к концу 2004 года было принято решение о полной передаче Ипатьевского монастыря Церкви, и вместе с тем встал вопрос о возможности передачи Церковному историко-археологическому музею Костромской епархии, который является преемником церковного древлехранилища (первого церковного музея, бытовавшего в стенах Ипатьевского монастыря), памятников религиозного искусства, находившихся в ведении музея.
   В начале 2005 года, после долгих дискуссий, было принято решение о том, что церковному музею следует передать предметы религиозного назначения. Тогда была проведена большая работа с фондовыми описями, и удалось выявить памятники религиозного искусства, которые тогда же, в 2005 году, были переданы Церкви в безвозмездное пользование на время существования Церковного историко-археологического музея.


   - С какими проблемами Вы столкнулись в начале пути и как их решали?

   - Конечно, мы столкнулись с большими проблемами. Казалось бы, огромный штат сотрудников светского музея-заповедника должен был за десятилетия своего существования организовать достойным образом свою деятельность, и прежде всего деятельность экспозиционную. Однако выставки религиозного содержания и выставки, освещавшие страницы жизни костромского края в советский период, находились в малоприспособленных помещениях, которые требовали капитального ремонта.
   Таким образом, первой нашей задачей было устроение должных помещений для новых экспозиций качественно иного уровня, призванных познакомить наших паломников и туристов с произведениями религиозного искусства.
   Церковному историко-археологическому музею, директором которого я являюсь, было передано 2700 предметов религиозного искусства. В первую очередь нужно было по-новому организовывать хранение этих ценностей. В решении вопроса сохранности мы во многом преуспели: помещения прошли не только капитальный ремонт, но и были оснащены всеми необходимыми, по требованиям Министерства культуры, системами охраны.
   Особенно следует отметить высочайший уровень организации фонда хранения драгоценных металлов. Было сделано особое помещение, так называемая комната-сейф, в которой сейчас (надеюсь, в полной безопасности) хранятся самые ценные музейные предметы, содержащие в себе драгоценные металлы - золото и серебро.
   Была произведена капитальная реставрация выставочных залов. Лишь только после этого мы занялись устроением экспозиций, которые должны были, главным образом, представить историю Ипатьевского монастыря и, конечно же, предметы религиозного искусства Костромской епархии, изъятые в послереволюционный период из церковного ведения.


   - Какие экспозиции устроены в музее?

   - Нам удалось привлечь многих сотрудников, которые на протяжении десятилетий трудились в Ипатьевском монастыре. Безусловно, не без их помощи удалось организовать прекрасные, на мой взгляд, экспозиции, которые полностью отражают историю развития монастыря через дошедшие до наших дней памятники религиозного искусства.
   Следует сказать, конечно же, что главным объектом Ипатьевского монастыря, имеющим особую ценность, является Троицкий собор с уникальным иконостасом и настенной живописью, выполненной в конце XVII века артелью великого русского мастера иконописи Гурия Никитина. Ипатьевский монастырь в сознании каждого человека, знакомого с историей России, прежде всего ассоциируется с Домом Романовых, который начал свое существование здесь, в стенах Троицкого собора, где был призван на Царство Михаил Федорович Романов. Поэтому одна из важнейших наших экспозиций посвящена этой странице истории и носит название "Ипатьевский монастырь - колыбель Дома Романовых". Она размещена в Палатах бояр Романовых, в том самом месте, где юный боярин Михаил Федорович вместе со своей матерью инокиней Марфой в страшные Смутные времена скрывался от преследовавших их поляков.
   Конечно же, для нас особенно важным было отразить роль боярского и царского рода Годуновых в формировании архитектурного облика монастыря и коллекции его церковной утвари, поэтому второй по значимости экспозицией является экспозиция "Вклады боярского и царского рода Годуновых в Ипатьевский монастырь".
   Несколько лет назад была также устроена выставка "Церковные древности Костромской земли. Сокровища русского прикладного искусства XVI-XIX веков", где собраны уникальные экспонаты, отражающие прикладное искусство Святой Руси.
   Несколько позже мы организовали грандиозную по своему масштабу экспозицию "Костромская икона. Произведения русской иконописи XV-XIX веков". Конечно же, жемчужиной этой выставки являются иконы кисти знаменитого русского изографа Гурия Никитина (Кинешемцева).


   - Как много людей посещают музей? Готовите ли Вы какие-либо новые проекты?

   - Ежегодно в монастырь приезжает более ста тысяч паломников и туристов, и все они, соприкасаясь со святынями и храмами монастыря, посещают и наш музей. В этой связи особенно приятно бывает слышать от людей, ранее не соприкасавшихся с церковной музейной деятельностью, положительные отзывы о тех экспозициях и выставках, с которыми они имели возможность ознакомиться, посещая Ипатьевскую обитель.
   Напрасно многие культурные деятели страны опасались того, что музейные предметы, переданные Церковному историко-археологическому музею, окажутся в некоторой изоляции от широкого круга любителей русской церковной старины. Уже в 2005 году наш музей участвовал в значимой для нашего Отечества зарубежной выставке "Европалия-2005", которая проходила в Брюсселе. Спустя некоторое время часть произведений русской иконописи была вывезена на выставку в Ригу, которая проходила в рамках проведения Дней России в Латвии.
   В самое ближайшее время мы готовим еще одну зарубежную выставку, которая пройдет в столице Словакии Братиславе. Там будет представлено 50 икон, которые позволят нашему братскому народу познакомиться с лучшими произведениями русской иконописи, хранящимися в стенах Ипатьевского монастыря.
   Особенно следует отметить огромную роль нашего музея в реставрации памятников церковного искусства. Нередко музейщики, извините за такое несколько вульгарное наименование, относящееся к людям, которые посвятили свою жизнь музейному делу, говорят о том, что в их музеях все памятники искусства находятся в блистательных условиях, в полной безопасности, над ними проведена реставрационная работа. Однако это не всегда так, а вернее, такого просто не бывает. На нашем опыте мы можем привести следующий пример: из переданных полутора тысяч икон лишь две-три сотни находятся в хорошем состоянии, над ними были проведены реставрационные работы, а более тысячи икон мы застали в плачевном состоянии. Поэтому перед нами стоит особая задача - реставрация полного комплекса произведений искусства, переданного нашему музею. Для решения этой задачи привлечены реставраторы высшей категории реставрационного центра имени Грабаря, и сейчас я могу с уверенностью сказать, что довольно хорошими темпами производится научная реставрация икон, которые крайне нуждаются во вспоможении человеческой руки для их дальнейшего экспонирования и, в целом, существования.


   - В 2002 году на территории Ипатьевского монастыря произошло печальное событие - сгорела уникальная, построенная на сваях в XVII веке деревянная церковь Преображения Господня. Кто виноват в том инциденте?

   - Культурная общественность пыталась тогда обвинить братию монастыря в пожаре. Но в этих обвинениях не содержится ни капли правды, поскольку монастырь в то время еще не был передан Церкви, и Церковь не могла обеспечивать сохранность предметов и построек монастыря, в том числе и этого деревянного храма. К сожалению, в нем не было особых средств для тушения пожара, отсутствовала противопожарная сигнализация, и этот памятник сгорел, конечно же, по вине музейных сотрудников, так как ни деревянный храм, ни сам музей еще не были переданы Церкви. Никакой вины на Церкви и на братии обители не лежит, что было подтверждено выводами государственных комиссий.


   - Как Вы относитесь к противодействию ряда деятелей культуры и искусства в отношении принятия закона о возвращении религиозным организациям имущества религиозного назначения?

   - Нетрудно предположить, что Вы имеете в виду, в частности, открытое письмо работников искусства и деятелей науки Святейшему патриарху Кириллу, где, казалось бы, в умных и не лишенных смысла словах содержится много неправды или некоторого ложного опасения. Почему-то представляется, что передать Церкви экспонаты религиозного назначения крайне опасно, так как Церковь не сможет достойно хранить эти памятники в стенах храмов и во многих вновь организуемых по епархиям церковных музеях. Мы знаем, что в настоящее время ведется серьезная работа по повсеместному формированию церковных музеев, в связи с чем часто выражается опасение, что Церковь не справится с хранением и реставрацией бесценных памятников религиозного искусства. Но эти опасения совершенно напрасны, потому что среди музейного сообщества очень много людей религиозных, как это можно наблюдать в случае с Ипатьевским монастырем, готовых помочь Церкви в решении нелегкой задачи. Конечно, я уверен в том, что, как и у нас, так и во многих других регионах в новые церковные музеи войдут опытные специалисты, способные организовать охрану и реставрацию бесценных произведений искусства.
   Нельзя оспорить тот факт, что музейные работники, особенно в первые десятилетия XX века, совершили поистине человеческий и гражданский подвиг. Благодаря трудам искусствоведов и деятелей культуры в те тяжелые времена были спасены, как об этом правильно отмечено в обращении к Святейшему Патриарху музейных работников, памятники церковной старины, осмыслены и открыты по-новому уникальные иконы. Некоторые деятели российской культуры опасаются, что иконы или иные предметы религиозного назначения будут изъяты из музейного хранения и переданы Церкви, где не будут иметь должного к себе отношения и соответствующей сохранности. Это совершенно наивное представление.
   Почему-то в открытом обращении к Его Святейшеству деятели культуры и искусства (а под этим обращением стоят подписи действительно многих людей, немало сделавших для сохранения памятников искусства) полагают, что музейные предметы, переданные Церкви, будут размещены в храмах без необходимой охраны и иных условий, отвечающих всем требованиям Минкультуры, которые призваны обеспечить достойную сохранность вышеозначенных памятников. Насколько я понимаю, в настоящее время идет активное обсуждение вопроса о создании многочисленных церковных музеев, которые будут использовать в своей деятельности огромный накопленный общемузейный опыт. Предполагается, что многие научные сотрудники светских музеев будут привлекаться к работе в управленческом аппарате церковных музеев. Не следует забывать и о том, что при обсуждении законопроекта о передаче религиозным организациям предметов религиозного назначения не поднимается вопрос о том, чтобы изъять эти памятники искусства из Государственного музейного фонда, в связи с чем за государством останется право контроля за экспонированием и сохранностью музейных предметов, как это происходит, например, в Ипатьевском монастыре, в нашем Церковном историко-археологическом музее. Ни одни реставрационные работы не проходят без согласования с органами, уполномоченными контролировать сохранность как движимых, так и недвижимых памятников искусства.
   Церковь добивается принесения в храмы ее главных святынь. В открытом обращении работников искусства Его Святейшеству упоминается о том, что этот вопрос можно решить путем изготовления копий чудотворных икон, как это было широко распространено еще в дореволюционное время. Но изготовление таких копий не может явиться решением вопроса в связи с тем, что каждый образ, прославленный Господом даром чудотворений, исторически связан с местом своего прославления, и сердца верующих христиан жаждут иметь в своем родном крае именно ту святыню, тот чудотворный образ, который был прославлен Богом на их земле и дарован им Господом в духовное укрепление и утешение как небесное покровительство всем, живущим на месте прославления той или иной святыни. Для верующего человека это очевидно. Никакой список не сможет заменить подлинную святыню.
  В настоящее время мы наблюдаем то, что в Россию возвращается немало, казалось бы, навсегда утерянных в тяжкое время гонений на Церковь Христову святынь. Примером этого служит возвращение на место своего исторического бытования Тихвинской иконы Божией Матери.
   Я уверен, что Церковь осознает всю ответственность по сохранению тех бесценных памятников религиозного искусства, которая на нее ложится вместе с их передачей. Как я говорил выше, проводится работа по повсеместному созданию епархиальных церковных музеев, которые будут отвечать всем современным требованиям безопасного экспонирования и хранения музейных предметов. Для совместной работы по организации, обслуживанию и управлению такими церковными музеями привлекаются высококвалифицированные искусствоведы.
   При обсуждении вопроса передачи Церкви музейных предметов религиозного назначения, к сожалению, нередко забывают о тех государственных проверках, которые совершенно недавно прошли во многих музеях страны в связи со страшным инцидентом хищения памятников искусства из Эрмитажа. Эти проверки показали, что действительно, к сожалению, во многих музеях страны существуют серьезные проблемы. Наверное, печальный инцидент, произошедший в Эрмитаже, является не единичным случаем. Очень печально, что музейное сообщество при ведении дискуссий о сохранности памятников искусства пытается замолчать этот вопрос - по крайней мере, эта проблематика не упоминается в открытом обращении к Святейшему Патриарху.
   Следует отметить и тот факт, что даже в музеях первой величины далеко не все музейные экспонаты находятся в надлежащем состоянии. Как правило, реставрируются в первую очередь музейные предметы представляющие наибольшую ценность, а тысячи памятников искусства до сих пор пребывают в состоянии, оставляющем желать лучшего. Пример, приведенный нами по фонду древнерусского искусства Ипатьевского монастыря, очень хорошо демонстрирует эту проблему.
   Меня во многом удивляет позиция представителей культурной общественности. Нередко широко обсуждается проблема возвращения законному владельцу зданий и имущества, отъятого в послереволюционное время. Понятно, что в этом ключе в первую очередь должны быть возвращены памятники религиозного искусства, потому что за этим стоят не только материальные вложения Церкви, но и прежде всего желание тех древних вкладчиков в монастыри и храмы, чтобы по их душам в обителях и церквях возносилась молитва за их благодеяния, совершенные ими через пожертвования икон, церковной утвари в монастыри и храмы. Мы должны жить в обществе, которое признает безсмертие человеческой души, и в связи с этим должно возникнуть в сердце каждого человека желание вернуть предметы религиозного назначения, насильно отъятые у Церкви, на места их исторического бытования.
   Святейший Патриарх Кирилл, посещая Ипатьевский монастырь и возглавляя открытие новых экспозиций в 2007 году в бытность митрополитом Смоленским и Калининградским, был сильно впечатлен тем, насколько сильно Церковь на примере нашего музея смогла реализовать свой потенциал по хранению и экспонированию памятников религиозного искусства. Эта высокая оценка Его Святейшества музейной деятельности Ипатьевского монастыря говорит, наверное, о вере предстоятеля в то, что Церковь сама способна достойно сохранять свои святыни и памятники искусства ничуть не худшим образом, чем это происходит в современных светских музеях страны.

Просмотров: 839 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]